Когда добродетель - ложная
Жертвенность во благо ближним и Богу прекрасна до тех пор, пока дух зла не делает её своим орудием – для посмеяния человека. Когда самые добрые и чистые люди попадаются в эту ловушку.
В этой связи вспоминается один рассказ.
Бабушка Варя, знакомая моих родственников, жила в соседнем селе. Маленький деревянный дом она делила с внуками, на которых тратила свою пенсию, заработанную в колхозе. Родители внуков погибли в аварии, бабушка посвятила им жизнь и тратила все средства, чтобы мальчики ни в чём не нуждались. В чёрном платочке и синем рабочем халате беспрестанно суетилась по дому. К тому времени, когда я узнала об этом семействе, внукам было уже под тридцать лет.
Проходя мимо, я видела внуков бабушки Вари на пороге. Это были плечистые, обросшие, словно неандертальцы, здоровяки, дружно пьющие пиво. Забор у дома покосился, вокруг рос густой бурьян. Внуки нигде не работали.
Иногда они пытались устроиться в местное акционерное общество – так теперь называли колхоз. Их брали из жалости к бабушке Варе, но парни не выдерживали испытательный срок и уходили в загул. Они не беспокоились за своё благополучие – пенсию старушка тратила на них.
Наверное, в их обросших физиономиях она сумела разглядеть «образ Божий» и пребывала в состоянии благочестивой самоотречённости. Но чем более возвышалась духом и истончалась телом бабушка Варя, тем больше дичали её подопечные.
Видимо, однажды ей открылась жестокая правда. Весной, после Пасхи, бабушка Варя появилась перед своими внуками в беленьком платочке и новом платье, держа в руках чемодан. Она объявила, что отправляется в поездку по святым местам. Внуки были под хмельком, поэтому не сразу осознали важность этого объявления. Они проводили бабушку до автобусной остановки, которая, кстати, находилась в десяти метрах от дома, и облобызали на прощание. Бабушка Варя сказала, что в кладовке оставила им припасы. Припасами оказались – банка варенья и пакет пшена.
Братья протрезвели. Они надеялись, что без старушки совсем расслабятся, а тут надо было думать о пропитании. И главное – на что они будут покупать спиртное? Несколько дней братья крепились и ждали бабушку Варю. Они перерыли весь дом, надеясь, что обнаружат припрятанные деньги, но ничего не отыскали, а ценных вещей на продажу тоже не нашлось. Бабушка Варя предусмотрительно отнесла старинные иконы к подруге, оставив только бумажный образ «Неупиваемая Чаша», скорбно взирающий со стены.
Когда внуки съели всю пшенную кашу и варенье, они быстро поняли, что на столе не скатерть-самобранка, и что кормить их больше некому. Соседи взаймы не давали. Воровать было страшно.
Наконец старший брат взялся за ум, отправился в правление акционерного общества – устраиваться на работу. Как раз шёл сев и парня приняли помощником комбайнера. Он выпросил аванс, но страшась
голода, не стал пропивать его, пришёл в магазин за продуктами. Вскоре старший брат
пригнал в правление младшего, и тому тоже нашли занятие. Внуки начали трудиться, а бабушка Варя всё не появлялась.
Конечно, добрая старушка пролила немало слёз в своём путешествии, вспоминая о внуках, но она понимала, что действует во благо им. Вернулась она только через месяц, не сразу узнала трезвых, побритых и подстриженных внуков и вознесла благодарственную молитву «Неупиваемой Чаше». Конечно, братья не смогли полностью отказаться от алкоголя, но теперь они
держались за работу. Потому что бабушка Варя при виде бутылки на столе начинала
собирать чемодан и заводила речь о святых местах.
Так отказ от безоглядной жертвенности и альтруизма принёс всем благо.
Мне каждый день приходится наблюдать, что ПАРАЗИТИЗМ на чужой жертвенности – проблема всероссийская, и всеправославная.
ЛОЖНОЙ ДОБРОДЕТЕЛЬЮ называют священники такую жертвенность. Пока родители опекают взрослого сына (дочь), их чадо всё больше развращается, потакает своим порокам, нарушает заповеди, включая ту, что говорит о почтении к матери и отцу. Их деньги ребёнок тратит на свои похоти – родители оплачивают его падение. В такой ситуации грешат все и никто не спасётся!
Другой распространённый случай бессмысленной жертвенности – когда один из супругов терпит пьянство, наркоманию
или измены другого. Обычно своими интересами «ЖЕРТВУЕТ» женщина. Она считает, что детям нужен отец, что муж пропадёт без неё. Порой она подкрепляет себя христианскими тезисами о милосердии, всепрощении, считает, что это её крест. Но дети растут нервными и несчастными, наблюдая деградацию отца, а позже сами создают аналогичные семьи, где один из супругов – тиран, другой – жертва.
Есть и другой тип отношений, где паразитом является женщина, которая швыряет деньги мужа на свои прихоти и наряды. А он надрывается на работе, пока не получает инфаркт. Мученик ли он, чьи средства тратились не на благотворительность, не на разумные нужды семьи, а на брендовые сумочки и айфоны последней модели?..
_______________________________________________
Есть жертвенность разумная и жертвенность безрассудная. Бог дал человеку разум, чтобы каждый властвовал над эмоциями и инстинктами, чтобы взвешивал чужие слова, отделяя ложь от истины. Чтобы шёл своей дорогой, а не чужой. Чтобы жертва вела к спасению души, а не к её вечной погибели.
Текст Ольги Карасевой